Форум по Мононоке

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум по Мононоке » Yotsuya Kaidan » Кайдан Ёцуя/История призраков Ёцуя («Yotsuya Kaidan»). Пьеса.


Кайдан Ёцуя/История призраков Ёцуя («Yotsuya Kaidan»). Пьеса.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Кайдан Ёцуя/История призраков Ёцуя («Yotsuya Kaidan») – популярнейший сюжет, к которому часто обращались художники и режиссеры. Самый экранизируемый кайдан в истории японского кино, получивший воплощение в более, чем 30 фильмах. Основывается на классической пьесе, рассказывающей легенду об Оиве. Лицо женщины по имени Оива было обезображено после того, как ее отравил собственный муж, который хотел жениться на другой девушке. Жена вскоре умерла, а после смерти стала преследовать своего мужа в разных обликах. Муж же, впав в безумие, убивает свою новую жену и вскоре погибает сам. Такова общая сюжетная канва этой легенды, но, как и многие другие, она варьируется в зависимости от желания рассказчика, режиссера или художника.
В разные годы за экранизацию истории брались Ино Кинтару (1927); Накагава Широ (1927); Дайскэ Ито (1928); Кейскэ Киносита (1949); Масаки Мори (1956); Нобу Накагава (1959); Кендзи Мисуми (1959); Тай Като (1961); Широ Тоёда (1965); Казуо Мори (Иссей Мори) (1969); Юкио Нинагава (1981); Киндзи Фукасаку (1994). В 2002 г. на экраны вышел сериал с классическим названием «100 ужасных историй», почетная первая серия, естественно, посвящена истории Оивы. (Если вы до сих пор удивляетесь, при чем же здесь «Ёцуя», то поясню, что это всего лишь название местности, в которой происходит все дело). Наиболее близкая к пьесе кабуки из всех экранизаций получила воплощение в анимационной версии «История призраков Ёцуя» (Имазава Тецуо, 2002). (Эта серия включена в состав цикла «Аякаси – самурайские страшные сказки»).



Краткий пересказ сюжета кайдана Токайдо Ёцуя

Автор пьесы: Tsuruya Namboku IV
Первая постановка: 1825 год.

В те времена спектакль кабуки состоял из двух драм. Первой обычно показывалась историческая (и героическая) драма, второй – социальная, на житейские темы. Токайдо Ёцуя кайдан был такой «второй» драмой для знаменитой Тюсингура – истории о мести 47 ронинов за своего господина, которого несправедливо заставили совершить сэпукку.
Обычно эти драмы были независимы и игрались по очереди, но в данном случае Токайдо Ёцуя кайдан явно ссылается на Тюсингура, и драмы игрались в перемешку. Первая часть Тюсингура, затем первая часть Ёцуя до конца третьего акта, затем снова Тюсингура, и затем доигрывался кайдан Ёцуя.

   В первом акте Самон Ёцуя, бывший вассал господина Эня живет в бедности после его смерти. У него две дочери, Оива и Осодэ. Старшая дочь была замужем за Иэмоном, но отец заставил Оиву развестись с ним, потому что Иэмон был уличен в присвоении средств семьи Эня. Однажды на Самона  нападают бродяги и Иэмон приходит ему на помощь. Затем он просит вновь отдать ему Оиву в жены. Самон отказывается и говорит, что знает про растрату и грозится рассказать о ней всем. Иэмон делает вид, что уходит, но тайно следит за Самоном.
   Младшая дочь Иэмона продает зубочистки рядом с храмом в Асакуса. Поскольку этих денег ей не хватает, она подрабатывает проституткой в борделе, которым управляет Такуэцу, под именем Омон. Однажды вечером она встречает Наоскэ, бродячего аптекаря, который хочет на ней жениться, и которому стало известно о ее работе в борделе. Осодэ очень недовольна, что ее тайна раскрыта, и ей не нравится Наоскэ. У Осодэ есть жених (или муж?), которого зовут Ёмосити. Ёмосити исчез, но Осодэ его ищет. Она не хочет принимать клиентов. Но Наоскэ ее не слушает, дает ей деньги и уводит в соседнюю комнату.
   В бордель приходит человек, который ищет Омон, потому что слышал, что она очень хороша. Оказывается, что это ее жених, Ёмосити. Он ее тоже искал. Они договариваются о встрече.  Ёмосити дает ей денег, чтобы она могла выкупить себя из борделя. Тут он дотрагивается до ее груди и натыкается на кошель, который дал ей Наоскэ.
   В этот момент из соседней комнаты выходит Наоскэ. Он очень зол, потому что думает, что Ёмосити хочет забрать его женщину и его деньги. Но Ёмосити деньги отдает, берет фонарь, и влюбленные тайно покидают бордель, но за ними тоже тайно следит Наоскэ.
   А Ёмосити оставляет Осодэ и идет на встречу с Содзабуро. Содзабуро и Ёмосити –бывшие вассалы Эня, как и Самон. Они планируют отомстить за смерть своего господина, Содзабуро просит Ёмосити передать тайные письма другим ронинам. Содзабуро уходит с встречи с фонарем Ёмосити, взятым из борделя. Наоскэ, следящий за фонарем, убивает Содзабуро, приняв его за Ёмосити. Он уродует его лицо, чтобы жертву не опознали, так и не поняв в темноте, что убил не того.
Параллельно Иэмон рядом с этим местом убивает Самона. Осодэ и Оива ищут своих жениха и отца и сталкиваются в одном месте у двух мертвых тел. Около одного из них фонарь и Осодэ думает, что это Ёмосити. Тут к ним подходят Иэмон и Наоскэ, бывшие ранее приятелями, и уже успевшие поговорить. Они обещают девушкам отомстить за их жениха и отца, если они согласятся стать их женами. Сестры соглашаются. Но Наоскэ живет с Осодэ в гражданском браке.

   Во втором акте Иэмон живет с Оивой, у них родился ребенок, Оива болеет, они очень бедны, Иэмон вынужден заниматься изготовлением зонтиков и начинает потихоньку ненавидеть Оиву.
   Иэмон со своими приятелями ловит своего бывшего слугу Кохэя Коботокэ за попыткой украсть старинное семейное снадобье их семьи Соукисэй, и запирает его в шкафу – связанного и с кляпом. А сам отправляется с приятелями обедать.
   Тут к Оиве приходит кормилица их соседки Оумэ Ито, которая безнадежно влюблена в Иэмона, и под видом лекарства передает Оиве средство, которое должно ее изуродовать.
   Семья Ито надеется, что, если Оива будет изуродована, то Иэмон ее бросит и женится на Оумэ. Оива просит Иэмона пойти к семье Ито и поблагодарить их за лекарство, а сама остается дома с бывшим управляющим борделем Такуэцу, ныне слугой Иэмона и Кохэем в шкафу, о котором и не догадывается.
   Оива чувствует слабость, и решает принять лекарство. Однако ей становится еще хуже, она чувствует, как болит ее лицо. Такуэцу ухаживает за ней и ребенком.
   Иэмон тем временем доходит до большого и богатого дома Кихэя Ито, дедушки Оумэ (не путать с Кохэем в шкафу!), и Кихэй уговаривает его жениться на Оумэ, предлагая деньги, но Иэмон отказывается. Тут Оумэ говорит, что она покончит с собой и Иэмон соглашается жениться. Свадьбу решено устроить сегодня же вечером.
   Оива отсылает Такуэцу за маслом для лампы, а тем временем возвращается Иэмон.
Он удивляется, увидев обезображенную Оиву, заявляет ей, что решил завести новую жену, а мстить за ее отца передумал. Собирает москитную сетку, вещи Оивы и ребенка и несет их в ломбард. По пути он встречается с возвращающимся с маслом Такуэцу, и уговаривает его соблазнить Оиву. Тогда у Иэмона будет благовидный повод для развода.
   Такуэцу честно пытается соблазнить Оиву и даже изнасиловать ее, но у него не получается. Тогда он показывает Оиве ее отражение в зеркале. Оива понимает, что все это происки семьи Ито. Следует знаменитая сцена «kamisuki» (расчесывание волос), поскольку Оива хочет привести себя в порядок перед тем, как пойти выяснять отношения с семьей Ито, но волосы ее выпадают.  Такуэцу преграждает ей дорогу, она случайно напарывается на меч Кохэя (который сидит связанный в шкафу) и умирает, проклиная Иэмона. Такуэцу убегает.
   Иэмон с друзьями возвращаются, находят мертвую Оиву и меч Кохэя.  Они решают свалить на него всю вину. Они достают его из шкафа и убивают. Затем Иэмон приказывает своим приятелям прибить тела Кохэя и Оивы к двум сторонам одной двери, чтобы все подумали, что Кохэй и Оива были любовниками, и бросить дверь в реку.
   В конце 2-го акта Иэмон, в первую брачную ночь убивает Оумэ, принимая ее за Оиву и ее деда, принимая его за Кохэя.

   В третьем акте мать Иэмона Окума приходит к каналу Онибобори и приносит деревянное надгробье с именем Иэмона, потому что хочет, чтобы все думали, что Иэмон умер и не разыскивали его за двойное убийство. Иэмон именно там сидит и ловит рыбу, он удивлен, увидев мать. Они вместе устанавливают надгробие на берегу.
Окума уходит. Иэмон продолжает рыбачить, и тут замечает рядом Наоскэ, который тоже рыбачит. Они узнают друг друга. Когда у Иэмона клюет, Наоскэ помогает ему вытащить рыбу, привязав леску к надгробью, а потом выбрасывает надгробье в реку.
   Рядом с рекой бродят ставшие бездомными после смерти хозяина дома  и его наследницы Оюми (мать Оумэ) и Омаки (ее кормилица). Омаки помогала выжить Оюми, но упала в реку и утонула. Оюми осталась одна. Она находит надгробие с написанным на нем именем Иэмона. Иэмон замечает, что Оюми подобрала его надгробие, он толкает ее в реку, и она тонет. Наоскэ говорит, что Иэмон плохой парень, и со смехом уходит.
   Темнеет, Иэмон собирается уйти, но слышит голос, который его зовет. Иэмон видит, что по реке плывет дверь с двумя трупами. Он подтягивает ее к берегу, и тут следует знаменитая сцена «toitagaeshi» (вращение двери), в которой трупы оживают и упрекают Иэмона.
   Акт завершается сценой «danmari» (пантомима, изображающая борьбу в темноте). Иэмон, Ёмосити и Наоскэ борются на берегу канала за обладание неким документом, имеющим отношение к Тюсингура.

   Четвертый акт был необязательным для исполнения. Осодэ продает благовония перед храмом в Асакуса и еще подрабатывает как прачка. Наоскэ наблюдает, как она стирает, и вдруг перед ним из таза появляется пара призрачных рук. Это явно не к добру. Осодэ призывает Наоскэ узаконить их отношения, следует сцена «nureba» (страстная любовная сцена), и тут появляется Ёмосити, обвиняющий Осодэ в измене. Осодэ решает умереть, чтобы искупить свою вину, и обманом заставляет Ёмосити и Наоскэ нанести ей смертельные раны. Но она оставляет предсмертную записку, из которой Наоскэ узнает, что Осодэ, на самом деле его младшая сестра. Он также узнает, что вместо Ёмосити убил своего бывшего господина. Наоскэ добивает Осодэ и затем совершает самоубийство, чтобы искупить свою вину.
   В отдельной истории призрак Кохэя останавливает Матанодзо Осиоду, участника Тюсингура от совершения самоубийства, и дает ему лекарство, повторно украденное у Иэмона. Лекарство исцеляет Осиоду, за это Кохэй попадет в буддисткий рай.

   В пятом акте Иэмон спасается в горной лачуге от призрака Оивы. Акт начинается со сцены «yumeba» (сцены сна) – Иэмону снится то время, когда он был еще самураем. Он охотится с другом и встречает молодую прекрасную девушку, в которую тут же влюбляется, но не узнает в ней Оиву. Он оставляет своего друга, и между ним и девушкой происходит сцена «nureba» (сцена страстной любви). Друг возвращается, заглядывает в палатку, и видит страшный призрак Оивы. Да и виноградные лозы над палаткой принимают ее облик. Друг в страхе бежит, а Оива хватает Иэмона и тащит его в ад.
   В этой горной лачуге убежище Иэмону, который находится на грани безумия, дал Дзонэн. Дзонэн и его соседи молятся за Иэмона без особой надежды на успех. Но тут появляется Оива и убивает всех вокруг, Иэмон в ужасе выбегает в снежный шторм, где буквально падает в руки Ёмосити (иногда в сопровождении Осодэ, если, как я понимаю, четвертый акт не игрался), олицетворяющего возмездие, который его и закалывает.

Источник. Кайданы.


Про Тюсингура:

Канадэхон Тюсингура
(«Сокровищница самурайской верности») - пьеса, посвященная подвигу сорока семи ронинов, - самая популярная театральная версия истории о преданных вассалах, отомстивших за своего господина. «Сокровищница самурайской верности» принадлежит перу трех драматургов: Такэда Идзумо (1691 - 1756), Намики Сэнрю (1693 - 1749) и Миёси Сёраку (1693 - ?). Первое представление состоялось в четырнадцатый день восьмого месяца первого года Канъэн (1748) - через 47 лет после известных событий, что соответствовало числу преданных вассалов.

(Источник: Культура классической Японии. С. Б. Рыбалко, А. Ю. Корнев, 2002)

Ещё:
Много информациии про Тюсингура

+1

2

Театр Кабуки. Ёцуя кайдан.
Сцена «toitagaeshi» (вращение двери).

0


Вы здесь » Форум по Мононоке » Yotsuya Kaidan » Кайдан Ёцуя/История призраков Ёцуя («Yotsuya Kaidan»). Пьеса.